Позднее Ctrl + ↑

Не тулите подзаголовки с глаголами

Подзаголовки с глаголами — это классно, когда к месту. Но часто они не к месту. Например, вы пишете статью о покупке 3Д-принтера:

Как выбрать 3Д-принтер
Понять задачу
Выбрать материал
Определиться с бюджетом

Тут глаголы ничего не дают, ключевые слова — «задача», «материал» и «бюджет». Ну вот их и напишите:

Как выбрать 3Д-принтер
Зачем он будет нужен
Поддерживаемые материалы
Бюджет и как сэкономить

Проблема с заголовками в неопределенной форме — они очень легко становятся сиротскими, выглядят неестественно.

Почему новогодние поздравления начали раздражать

50 лет назад, чтобы поздравить кого-то с новым годом, нужно было либо отправить телеграмму, либо позвонить. Первое было хлопотно, второе дорого. Если тебя поздравляла двоюродная тетка, значит, ты ее любимый племянник и вообще у вас теплые отношения. Поздравление означало, что у вас есть связь.

Сегодня, чтобы кого-то поздравить, можно даже ничего не писать. Можно просто форварднуть стишок из «Вотсапа». Все понимают, что это действие ничего не стоит и потому ничего не значит. Если меня поздравили в «Вотсапе» таким форвардом, это теперь означает только одно:

Отправитель хочет показаться вежливым, а вообще ему на меня наплевать. Он даже не потрудился написать что-то персонально.

Похожее с корпоративными поздравлениями, только не «показаться вежливым», а «выполнить план продаж». Тоже так себе контекст.

Короче: из-за того, что поздравлять всех подряд стало очень легко, ценность поздравления снизилась. Все это быстро поняли, поэтому безличные массовые новогодние поздравления начали раздражать. Человек хотел распространить любовь и новогоднее настроение, а распространяется только раздражение.

Что можно с этим сделать:

Если поздравлять, то персонально и конкретно
Дальних родственников, дальних знакомых и других мало связанных с тобой людей можно вообще не поздравлять

Твой первый трек: дизайн

Это продолжение рассказа о книге «Твой первый трек» Антона Маскелиаде. Я в ней выступил редактором и автором макета. В этой части рассказа — как книга оформлена.

В других частях:

Идея, материал
Рабочий процесс

Формат и макет

Обычно книги для чтения делают прямоугольными и вытянутыми по вертикали, а арт-альбомы — по горизонтали. Наша книга сделана в формате, близком к квадратному, чтобы она напоминала две вещи: конверт виниловой пластинки и контроллер Ableton Push.

Книга, конечно, меньше виниловой пластинки

В таком виде книгу будет сложно просто купить и поставить на полку. Она требует к себе внимания и постоянно напоминает о себе. И в подарок классно: не очередная дежурная книга, а нечто особенное. Книга-инструмент и книга-событие.

Квадратный формат требует особого макета. Если поставить текст на всю ширину, строка будет слишком широкой. Если сделать широкие поля, то что на них ставить? Можно разбить полосу на две одинаковые колонки, но тогда макет будет кирпичным. За пару итераций и благодаря совету Артёма Горбунова мы пришли к пятиколоннику:

Текст занимает четыре колонки. Поле может быть слева, по центру и справа. На поле может быть заметка, «крик» или мелкая иллюстрация. Иллюстрации могут «приезжать» в колонки сверху и сбоку. Благодаря всей этой вариативности у каждого разворота есть лицо:

Подобный пятиколонник использовался в бюро в современных макетах журналов «Актиона».

Шрифт в заголовках — прекрасный бюрошный «Бюросанс». Для книги написали скрипт, который в больших заголовках делает первые буквы со свошами (такими красивыми хвостами). Пишешь текст как обычно, а свош подставляется сам.

Связность текста и иллюстраций

В издательствах бывает такое: автор пишет текст, потом вставляет в него иллюстрации куда нужно. Если я рассказываю о компрессоре или эквалайзере, я прямо здесь вставлю нужный скриншот. Мне так нужно по смыслу, а как это будет в книге — меня как автора не должно волновать.

Потом в издательстве верстальщик заливает текст в макет и у него не помещается иллюстрация. Нужно либо резать текст, либо перемещать иллюстрацию. Резать текст верстальщик не может, поэтому у него иллюстрация переезжает на другую страницу. В тексте появляется стыдливая надпись «рис. 1». Это технологии двадцатого века.

В двадцать первом веке так делать нельзя. Нужно укладывать текст и иллюстрации так, чтобы связанные по смыслу элементы были на одной странице или на одном развороте. Как в нашей книге:

Рассказ о структурах идет параллельно схемам
О чём в тексте — о том и на иллюстрации. Всегда
Несколько разворотов сделаны так, чтобы впечатываться в память: большие иллюстрации, роскошные схемы, большие-большие визуальные ходы
На иллюстрациях выделяем всё, на что нужно обратить внимание
Отдельная услада для глаз — когда не иллюстрация прилетает на текст, а текст группируется вокруг центральной иллюстрации. Берем большой скриншот и комментируем, что тут происходит.

Детали

Макет я собирал с большой любовью и трепетом, поэтому везде всякая любовь и красота: иконки Чикина, стрелочки, заметочки, тенюшки

Если парад контроллеров, то они взяты в масштабе для наглядности
Прямо в тексте показываем нужные кнопки, цветовое кодирование всегда в тему, а не просто для красоты

Некоторые схемы любовно перерисовали иллюстраторы Анна Кольцова и Мария Алигожина. Особенно удались домики и квас:

Красота и поддержка на каждом шагу

Лучше книги не было и нет

Каждая книга, которую я делаю, собрана с любовью, вниманием и кайфом. Читайте книги, пишите книги и заказывайте у меня книги.

«Твой первый трек» уже продаётся в книжных магазинах России. В «Озоне» почему-то еще нет, а в «Лабиринте» — уже да.

Другие прекрасные книги:

Дмитрий Гриц. Адвокат бизнеса
Тинькофф бизнес. Бизнес без MBA
Игорь Островский и КСК групп. Волшебная таблетка для бизнеса
Ильяхов, Сарычева. Новые правила деловой переписки
Ильяхов, Сарычева. Пиши, сокращай

Пропаганда: в то время как

Классный пропагандистский прием — «в то время как». Берешь любые два факта, связанные одним ключевым словом; ставишь их рядом, как будто они связаны.

В детских садах Nске дети недополучают фрукты. И в то же самое время администрация Nска отчиталась об уничтожении 100 тысяч тонн санкционных фруктов.

Пока Навальный прохлаждается в спецприемнике, тысячи школьников оказались втянутыми в незаконный митинг.

В стране, где бабушкам не хватает на пенсию, банкир катает своего пса на частном самолете.

Возмутительно? Но ведь это возмущение можно направить на кого угодно:

В стране, где бабушкам не хватает на пенсию, молодые люди вкладывают в биткоин.

В стране, где бабушкам не хватает на пенсию, онлайн-кинотеатры выросли за год на 100500 процентов.

В стране, где бабушкам не хватает на пенсию, каждый год появляются новые роскошные торговые центры и бутики.

В стране, где бабушкам не хватает на пенсию, люди покупают айфоны по 120 тысяч рублей.

В стране, где бабушкам не хватает на пенсию, средняя зарплата программиста в Москве — 100 тысяч рублей.

В стране, где бабушкам не хватает на пенсию, корпоратив Григория Лепса стоит 100500 тысяч евро.

В стране, где бабушкам не хватает на пенсию, на борьбу со спидом выделяют 100500 млн рублей.

В стране, где бабушкам не хватает на пенсию, за год было построено 100500 храмов.

В стране, где бабушкам не хватает на пенсию, один только Яндекс выплатит своим сотрудникам годовые премии на 100500 млн рублей.

В стране, где бабушкам не хватает на пенсию, государство выделяет 100500 млн рублей на съемки патриотического кино.

Стрелочка поворачивается

Это манипуляторский приём, который можно повернуть в любую сторону, если сопоставить нужные факты. Магия приема в том, что автор не высказывает причинно-следственные связи, а дает читателю прийти к этим связям самостоятельно. Например:

«В детских садах Nске дети недополучают фрукты. И в то же самое время администрация Nска отчиталась об уничтожении 100 тысяч тонн санкционных фруктов»

Читатель делает вывод: «Вот варвары! Могли бы эти фрукты отдать детям, и всем бы хватило!»

На самом деле: нельзя взять незаконно ввезенные фрукты и дать их детям. Представьте, какой будет скандал: «В Nске детей кормят контрабандными фруктами».

Детям не дали фруктов не потому, что в Nске раздавили санкционные фрукты. Может быть, решение о закупке принял некомпетентный заведующий. Может быть, подрядчик по детскому питанию замешан в коррупционной схеме и экономит на питании. Может быть, тетка на раздаче в столовой тырит те фрукты и несет своим детям домой, а то у нее зарплата 10 тысяч, как она детишек своих будет содержать? Или мэр города лично пришел ночью и сожрал все фрукты. Надо разбираться.

Но задача пропаганды — не чтобы вы разобрались, а чтобы вызвать у вас эмоциональную реакцию. Поэтому у пропаганды всегда всё просто: «вот виноватые, вот причина всех бед». А в жизни никогда ничего не бывает простым — особенно если в чём-то разбираешься.

Не ведитесь, а если ведетесь — ведитесь осознанно.

Еще статьи о пропаганде:

Числа в контексте
Приём «а сам»
Атака на ленд-ровер
Обобщение
Телепатия
Повестка
Первое правило
Второе правило
Зловонная куча

Этюд о депрессии

Сравните:

Было. Затяжное нарушения сна, тревога, апатия и упадок сил — то, что преследует пациентов с подозрением на депрессию.

Первый подход. Бывает, что человек плохо спит, тревожится или не может работать из-за упадка сил. Если всё это продолжается месяцами, причиной может быть депрессия.

Второй подход. Допустим, человек живет в городе и работает в офисе. Работа так себе, но человек высыпается, чувствует себя бодро, по вечерам смотрит ютубчик и в целом доволен жизнью. Вдруг он целую неделю не может нормально поспать: ночью о чем-то тревожится, ворочается, не может заснуть. Утром вялый, сил нет, каждый звук раздражает, работать не хочется. В офисе как-то берет себя в руки, но всё равно каждое действие через силу. И так неделя, месяц, второй, без проблесков. Всё это может быть признаком депрессии.

Текст стал длиннее, потому что тщательнее прорисована картинка, есть действующие лица и действия, наконец — есть сравнение с нормальным состоянием. Коротко — не значит понятно.

5 фраз, чтобы гарантированно победить в любом споре в соцсетях

Иногда бывает, что нужно срочно поучаствовать в споре в соцсетях, и напротив вас непроходимо дремучий и агрессивный собеседник. Используйте одну из этих фраз, чтобы элегантно победить в споре и освободить время для более важных дел:

Кажется, я понимаю, из чего вы исходите в своих суждениях. С этой точки зрения всё логично.

Я не согласен с вашим мнением, но признаю ваше право его высказывать.

Я разделяю ваше негодование, но не согласен с аргументацией. К счастью, это не влияет на суть дела.

Боюсь, что ваши аргументы основаны на неполных данных. Притом что со своей точки зрения вы, безусловно, правы.

Благодарю вас за уделенное время. Боюсь, что эта дискуссия никак не повлияет на реальное положение вещей, поэтому прощаюсь с вами.

Теперь можно заняться своей жизнью.

Другу бесплатно, а мне за деньги?

В инстаграме обсуждали вопрос поиска новых клиентов. Идея в том, что если у тебя нет портфолио и известности, можно сначала сделать несколько проектов бесплатно, чтобы тебя начали рекомендовать. И потом уже делать новое за деньги.

Возник вопрос. Допустим, первому клиенту сделал за бесплатно и он тебя порекомендовал второму с тем же мотивом — «он делает бесплатно». Как обосновать второму клиенту, что за работу надо заплатить? У него же аргумент: «А вот другу вы сделали бесплатно!»

Сейчас спокойно. Всё будет хорошо.

Вы не обязаны соглашаться на проект, если вы не договоритесь об условиях. Никто не может заставить вас работать бесплатно. Расслабьтесь: нет такого сценария, в котором вы против своей воли подписались на бесплатную работу.

Вы просто разбираетесь в задаче и называете цену. Сначала понимаете, чего от вас хотят; детально и глубоко. Потом говорите: «Окей, вот эта и эта работа займет столько-то дней и будет стоить столько-то
тысяч рублей»

— Но моему другу вы сделали бесплатно! Сделайте мне тоже бесплатно!

— Если вам нужно бесплатно, я не смогу помочь. Но если вам нужно уменьшить стоимость, могу предложить сократить тут, упростить здесь, и тогда это займет столько-то дней и будет стоить столько-то тысяч рублей

Не договоритесь — ничего страшного, едем дальше. Это не последний ваш клиент.

— Нет, я все-таки хочу бесплатно

— Понимаю. Никаких проблем, тогда на этом закончим. Если решите сделать это за деньги по моему плану, вот мой телефон.

В чем проблема

Кажется, многие относятся к переговорам с клиентом с позиции «либо я его, либо он меня». Вроде как если не договоримся делать за деньги, то мы теперь обязаны делать бесплатно; как будто нет варианта «просто не делать». А он есть и он нормальный.

Обнял.

Отупение, языковая бедность и вкусный текст

Копирайтерам из интернета бывает грустно, потому что:

Людям больше не нужны «насыщенные и вкусные тексты», в которых есть авторский стиль и душа. Всем нужен простой сухой текст.

Люди разучились читать сложные многоуровневые тексты. Всем всё надо разжевывать и максимально упрощать. Культура гибнет!

Никто не ценит наш литературный талант и глубину задумки! Никто больше не хочет пробовать кончиком языка кружева наших слов, перекатывая по нёбу звонкие согласные нашей души...

Эта заметка для вас, зайки. Смотрите (а если вы аудиал — то слушайте): сейчас вам станет намного легче в три счета.

Раз

Есть ситуации, когда человеку нужен простой текст. Например, в инструкции к кредитной карте или посудомоечной машине; в статье про лечение простуды. В подобных ситуациях очень важно, чтобы всем всё было понятно: и профессору, и доценту, и менеджеру, и рабочему, и заключенному, и наркоману, и бизнес-тренеру личностного роста. Если текст будет кому-то из них малопонятным, то эти люди сделают что-нибудь неправильно, а исправлять это будет стоить денег.

Например, если тетя Лена взяла кредитку и сняла с нее деньги, потому что не поняла условия использования. Из-за снятия наличными она попала на проценты, которые не сможет вернуть. Для банка это проблема: есть шанс, что он не вернет кредитные деньги, а если и вернут — то сильно позднее и через коллекторов. Банку это невыгодно. Теле Лене тоже.

Тетя Лена не тупая, ей просто некогда. Она работает кассиром и обслуживает вас с утра до вечера. Она хочет, чтобы за пределами ее рабочего места всё было просто и понятно, чтобы о ней позаботились, разжевали и упорядочили. Ей не нужен вкусный текст о кредитке, ей нужен простой текст о кредитке.

Или тетя Лена накопила денег и купила посудомоечную машину. Ее криворукий муж всё подключил, нажал на кнопку, а машинка не работает. Тетя Лена, отодвигая сильными руками мужа, детей и предрассудки, берется за инструкцию. И она готова пристыдить каждого, кто в этой инструкции написал недостаточно просто. Вы хотите встать на пути тети Лены?

Два

Но есть ситуации, когда человек сам выбирает читать что-то сложное. Тетя Лена в свободное время устраивается на кресле, открывает свою любимую книжку и читает:

Тетя Лена сама выбирает читать этот текст. Смысл чтения — чтобы душа тети Лены встрепенулась, а по телу пробежала дрожь. Если ваш вкусный текст способен на это — тетя Лена будет вашей самой преданной читательницей.

Три

А если ваш вкусный, насыщенный, филигранный, кружевной текст с нотками миндаля и нежной неги интересен только вам — ну, пардоньте.

Песни о себе

А вот мысль о направленности творчества. В 2013 году становится популярной песня Левана «Все танцуют локтями». Здесь рассказ о том, как все танцуют и какие они через это молодцы. Леван тоже молодец, но он молодец вместе со всеми остальными, и в первую очередь молодцы они:

В 2017 году выходит «Медаль на медаль». Песня о том, что ты, парень, молодец: добился, смог, поднялся и вот твои награды.

В 2019 году Леван уходит с лейбла «Блек стар», воссоединяется со своим напарником Нелом и они записывают второй студийный альбом. Основная тема альбома: «В 2008 году мы сделали свой первый альбом, вот 11 лет спустя сделали второй. Да, много воды утекло. Да, брат. Да, брат. Давно было. Да, давно»

По звуку и настроению новый альбом мне нравится гораздо больше, чем всё старое. Но после второго прослушивания я понял, что возвращаться к нему не буду. «Окей, ребята поностальгировали о юности, они молодцы, я их понимаю. Но это не я и не про меня».

Похожая мысль у Филиппа в интервью: «Хотелось чего-то не эгоцентричного, потому что до этого вся моя музыка была про меня. „Я! Я! Я! У меня проблем до***, послушайте“. Не понимал, почему я в жопе сижу с этими проектами, а потом понял, что у меня в системе координат нет слушателя. Я убрал свое эго: есть я — есть слушатель, которого я хочу видеть»

И что-то похожее читал у Басты. Точно не вспомню, но идею понял так: когда стоишь перед стадионом, который хором поет твою песню, понимаешь, что это не твоя песня. Каждый из них поет свою песню о себе, а ты лишь задаешь общий ритм.

Кажется, где-то здесь один из важных критериев популярности. Намного сложнее стать популярным, если поешь (или пишешь) о себе. И намного легче, если в твоей музыке, песнях, текстах, статьях и т. д. люди видят сами себя.

Это, конечно, не единственный критерий. Но есть над чем подумать.

Полезное действие диджея

Вот играет диджей:

Спроси любого другого профессионального диджея, что тут не так (с технической точки зрения):

работает без наушников;
звучит фонограмма, а не диджейский микс;
половина действий за пультом не имеют смысла.

Но полезное действие этого диджея — чтобы неискушенным гостям обычной массовой вечеринки было весело и интересно: чтобы они выпили, поплясали, попрыгали, потрахались, в общем — хороший такой отрыв. С ней всё это будет. Полезное действие выполняется. То, что ее не уважают в подпольных тусовках техничных диджеев, — совершенно наплевать.

А вот играет другой диджей. Это другой жанр, другая атмосфера и несколько иное полезное действие, и на него тоже приходят слушатели:

К этому диджею ни у кого технических вопросов нет. И публика у него уже не такая, как у первого диджея. Тут люди более требовательные, внимательные к жанру и имени артиста.

Какая связь с редактурой и текстом:

  1. Полезное действие — не то, что вы делаете; а то, что нужно читателю. Первый диджей понимает, что нужно ее людям, и дает это. Второй тоже.
  2. Полезное действие — не всегда то, каким вы его себе представляете. Иногда полезное действие — не думать; или тупой разухабистый отрыв, как в случае с первым диджеем. Иногда полезное действие — зачекиниться с Оскаром Мулеро или сказать потом друзьям «Был вчера в Бойлере на техно...»
  3. Читателю неважно, как вы трудились, чтобы достичь полезного действия. Неважно, как ты потеешь за вертушками, если твоим гостям не в кайф.
  4. Уважение в тусовке ≠ исполнение полезного действия

Полезное действие — не думать

Эта заметка не о том, как стоит работать. Эта заметка о пользе наблюдательности.

Присказка

Допустим, ты работаешь на корпорацию. К тебе приходят менеджеры за текстом. С кем-то из них у тебя сразу всё нормально: составляешь понимание задачи, формулируешь полезное действие и в бой. Бодрый менеджер отвечает на все вопросы, у вас получаются хорошие продукты.

А бывает, что менеджер вбрасывает задачу и больше ничего не хочет делать. Задачи вроде таких:

СРОЧНО НАПИШИ МНЕ ЛЕНДИНГ, НАПРИМЕР. ДЕДЛАЙН ВЧЕРА, РЕЛИЗ ЗАВТРА, ЮРИСТЫ ВЫРАЗИЛИ КОНСЁРН. ЗАДАЧА ЛЕНДИНГА — ПРОДАЖА.

Ты начинаешь прояснять задачу и видишь, что с каждым твоим вопросом менеджер угасает. Глазки тускнеют, воля к жизни пропадает, в нём копится раздражение. Никаких внятных ответов он тебе не дает. Ты это видишь. Ты это проигнорируешь?

Сказка

Давай помедитируем над этим. Перед тобой конкретный человек. Ты смотришь на него и видишь, что он не хочет разбираться в задаче. Не менеджеры в целом, не все корпоративные сотрудники, а именно вот этот конкретный человек. Что это может значить и что ты с этим сделаешь?

Вероятно, в твоем представлении вы с менеджером должны решать бизнесовые задачи. Менеджер должен быть взрослым ответственным человеком, который заинтересован в успехе для бизнеса. И в контексте этих твоих представлений его нежелание разбираться в задаче выглядит странно. Но ведь это твои представления.

А теперь посмотри на реальность. Что делает этот менеджер? Чего он хочет? Посмотри на него. Действительно посмотри. Не на свои представления о нем, а на него — настоящего, какой он есть. Что ты видишь?

Есть вероятность, что этот человек обратился к тебе не чтобы решить задачу, а...

Сюжетный поворот

...ЧТОБЫ ОН МОГ НЕ ДУМАТЬ.

Может ли быть такое, что менеджер вообще не думает о полезном действии для компании? Может ли быть так, что у него невероятно закисшие мозги, и он думает лишь о том, чтобы его не уволили? Какова вероятность, что его атакуют со всех сторон, и твои вопросы не помогают ему, а только усложняют жизнь?

Я не знаю ответы на эти вопросы. Это ты смотришь на своего менеджера, а не я. Что ты видишь? И что ты с этим сделаешь?

Финальная битва

Я часто вижу такое: студент Школы редакторов впитал истину о полезном действии. Он приходит в проект и начинает долбить всех пониманием задачи. И когда люди не долбятся, он с удивлением: «Вот дурачки! Не думают о полезном действии! Мне так некомфортно работать!» Он по-своему прав. Если у текстовой задачи нет полезного действия в мире читателя, почти всегда получается ерунда.

Но он неправ в том, что действует из своих идеалистических представлений, а не из реальной ситуации. В результате приходится бороться с невозможным сопротивлением и страдать от непонимания.

А как же быть? Вот несколько вариантов:

Выстроить ожидания. Менеджер ведь ожидает, что вы безропотно возьмете его задачу и разгрузите его голову. Почему он этого ожидает? Может быть, нужно с ним поработать над ожиданиями? Может быть, нужно предложить ему заполнить анкету для твоей задачи, чтобы он понимал объем информации, который нужно предоставить? Или просто за кофе с ним поговорить. Но не быковать типа «Ты должен понимать наш редпроцесс», а по-человечески.

Помочь ему увидеть пользу от включения в задачу. Может быть, сейчас он не заинтересован в хорошем проекте. Как сделать так, чтобы это стало в его интересах?

Обойти его. Заказывает у тебя работу менеджер, но у него тоже есть какой-то заказчик. Может быть, тебе нужно работать с тем товарищем наверху?

Перекинуть его задачи на других. У тебя могут быть коллеги, помощники, младшие авторы. Может быть, им будет легче работать с этим конкретным менеджером?

Не работать с ним в частности или с этой корпорацией вообще. Если люди не заинтересованы в качественной работе, зачем тратить на них время?

Красивые титры в конце

Тут нет однозначных решения типа «говори так» и «напиши такое письмо». Главное, что тут надо запомнить: если у тебя началось трение в проекте, открой глаза и реально посмотри на то, что происходит. Вылези из своих представлений о том, каким должен быть проект, и посмотри на тот проект, который тебе дан. Не игнорируй реальность.

Взгляд на реальность мгновенно превратит тебя из новичка в бывалого. И все люди, с которыми ты работаешь, будут очень заинтересованы в твоей дальнейшей помощи.

Как вы устали

Допустим, автор делает для клиента промостраницу. И он придумал крутой творческий ход: вся промостраница как будто из 19 века. А продают, например, турпоездки. И вот автору нужен старорежимный флёр: гравюрные иллюстрации, дореволюционная орфография, названия предметов обихода, дух 19 века как он есть.

Автор идет в библиотеку и находит книги 19 века. Читает их три дня, пропитывается духом. В середине процесса он решает, что было бы идеально сделать промостраницу в духе дневников Льва Толстого — он находит их в интернете и проводит четыре дня за чтением. Он едет в Ясную Поляну, чтобы лично побродить среди тех деревьев, что когда-то гладили руки Льва Николаевича. По дороге его машина застревает в грязи, он вызывает трактор. Неделю спустя, грязный, уставший, сжимая в руках черствый тульский пряник, он возвращается к клиенту с текстом. Он очень устал.

Клиент говорит: «Нам не подходит 19 век, мы ведь высокотехнологичная компания. Я не хочу ассоциаций с бытовыми трудностями позапрошлого века. Давайте что-то другое».

Автор в ярости: он ведь так много вложил в эту работу! Как клиент смеет одним движением перечеркнуть все его усилия? Автор же читал дневники Толстого! В подлиннике!

Но клиент прав. С его точки зрения важен только результат. Насколько автор устал в процессе работы — это забота автора, а не клиента. И ценность работы измеряется не степенью чьей-то усталости, а ценностью работы для клиента.

Если автор потратил кучу времени на что-то, что не приносит пользы клиенту — это ответственность автора. Это не делает работу более ценной.

Если автор сделал всю полезную работу за 5 минут, а потом целую неделю курил бамбук до дедлайна, — это не делает работу менее ценной. Польза принесена точно в срок, какие проблемы?

Допустим, вы делаете промостраницу в Школе редакторов, и вам нужно изображение руки в определенной позе. Вы можете:

Поехать на фотостудию и профессионально сфотографировать руку модели
Сфотографировать там же собственную руку
Сфотографировать руку дома
Купить фотостоковую картинку руки
Скачать бесплатную картинку руки
Нарисовать руку
Нарисовать руку очень грубо

Если сомневаетесь, какая степень детализации подойдет для вашей работы, можно написать преподу:

— Хочу сделать руку для такой-то задачи. Но на это уйдет пять часов. Не уверен, что оно того стоит
— Конечно же не стоит! Это же учебная страница! Возьмите из интернета

С клиентом можно так же:

— Иван Петрович, родилась идея сделать страницу в духе 19 века. Я изучу... посмотрю... сделаю... В итоге будет примерно как в дневниках Толстого. Но для этого мне потребуется четыре дополнительных дня и увеличение бюджета на столько-то. Что думаете?

Когда я начинал работать в бюро, мне часто было чертовски обидно: я мог всю ночь просидеть над макетом, вылизывая пиксели; а Артем утром говорил «все неправильно», и приходилось переделывать. Это была хорошая школа жизни: так я научился сначала согласовывать идею, а потом уже ковыряться с графикой.

Книга «Твой первый трек»: рабочий процесс

Это продолжение рассказа о создании книги «Твой первый трек». В предыдущей части рассказывал об идее и связи со школой. Рассказ адресован редакторам и всем, кто собирается писать книгу. Если вы просто хотите прочитать отличную книгу — заказывайте в «Лабиринте», пока не закончился тираж.

Сроки

Ни у меня, ни у Антона не было времени делать эту книгу годами: технологии меняются очень быстро, и если бы мы делали книгу два-три года, она бы уже вышла устаревшей. На проект у нас было не более года.

С точки зрения продаж выпустить такую книгу нужно до декабря: в декабре люди покупают новогодние подарки, и книга про творчество — как раз подходящий для этого продукт. В декабре уже нужно было стоять на полках. Чтобы книга оказалась на полках в декабре, она должна уйти в типографию в начале ноября. Для этого в начале октября должна начаться корректура и допечатка.

В итоге план был такой:

Январь, февраль

текст демоглавы

Март

верстка, выпуск и продвижение демоглавы

Апрель — июль

рукопись

Август, сентябрь

верстка, иллюстрации

Октябрь

корректура, полировка

Ноябрь

полировка, печать

Декабрь

выпуск, презентации, промо

Видно, что само создание рукописи (то есть изложение материала в гуглдок) — это лишь треть работы. Две трети времени занимает техническая работа и продвижение.

Рукопись

Рукопись создавали в четыре руки: разделили главы и сначала каждый писал свою часть. Я взял то, что можно было быстрее всего превратить в рукопись: те темы, где уже были конспекты, видеозаписи и методички Антона из его школы. Пока я делал эту работу, Антон готовил новый материал.

Когда глава у одного из нас была готова, он передавал ее другому на вычитку и доработку. Потом рукопись возвращалась, и только после третьей пары глаз она отправлялась в папку «На верстку». На этапе рукописи весь текст редактировался дважды: он проходил и через меня, и через Антона. Работали в режиме правок в гуглдоке, ничего необычного.

Верстка

Обычно в издательствах так: авторы приносят текст в ворде и картинки в архиве. Верстальщик берет их и соединяет в индизайне. В итоге в тексте будет «рис. 7», а сам рисунок будет где-то на другой странице. Плюс не во всех издательствах верстальщики знают слова «поле», «висячая строка» или «интерлиньяж» (судя по тому, какие у них получаются книги), поэтому мы решили не рисковать и сделать верстку самостоятельно.

Проблема с версткой в том, что к каждой главе нужны были десятки скриншотов и иллюстраций. Собирать их долго и тяжело, а так как текст еще был подвижным, не хотелось снимать скриншоты на то, что точно не поместится.

Поэтому сначала я разверстывал текст, держа в уме будущие иллюстрации. Что-то могло не влезть или наоборот не долиться:

Этот текст уходил к Антону, он его резал или дописывал:

Этот текст редактировал я, после чего мы брались за скриншоты и иллюстрации. Никаких специальных мастеров по скриншотам у нас не было: каждую картинку из программы Ableton делал либо я, либо Антон. Иногда форма верстки менялась уже в процессе с учетом скриншотов:

Параллельно Антон работал с иллюстраторами, которые обрисовывали наши черновые схемы и графики; а я ковырялся в фотобанках, чтобы найти правильные изображения наушников и клавиатур.

Благодаря тому, что мы распараллелили процесс, мы смогли снять и расставить иллюстрации и скриншоты за два месяца. Ну и еще благодаря минимал техно.

Полировка и корректура

Макет уходил к корректору поэтапно. Когда корректура была готова, нужно было просто пройти все страницы с рукописными пометками и поисправлять ошибки. Дважды.

С корректором Ольгой нам невозможно повезло: это был первый случай на моей практике, когда человек реально разобрался в материале. Например, мы с детства неправильно помнили текст песни Nirvana — Smells Like Teen Spirit. Вот пометка корректора:

Ну ладно, может быть, человек любит Нирвану с детства. Но какова вероятность, что этот же человек любит Four Tet?

Последним штрихом Антон прошел по тексту и добавил в него своего духа и стиля. Книга должна говорить его голосом, поэтому излишне выжимать из нее жизнь не нужно.

Что тут важно

Книгу удалось сделать в пределах года, только потому что был план и сроки. Причем сроки не из серии «Было бы здорово сделать книгу в этом году», а скорее так: «Если книга не выйдет в декабре, в январе уже не будет никому нужна». К этим срокам мы подбили план и смогли его выполнить.

Второй важный фактор — параллельность. Невозможно осилить такой объем работы, если работать последовательно: мы бы сейчас были на середине рукописи, обсуждая правочки и двигая слова. Притом что всё равно мы успели отредактировать каждую главу не менее пяти раз: просто пока один ковырялся с редактурой прошлой главы, другой уже писал следующую.

Наконец, нас сильно выручило, что уже было много материала в виде методичек, конспектов и видеоуроков. С другой стороны, факт жизни: книгу, к которой фактически всё было готово, всё равно нужно было делать 10 месяцев.

В других частях

Идея, материал, школа
Рабочий процесс
Оформление и дизайн
Дидактика и психология

Великие текстовые шоры

Шоры — это приспособления, которые надевают лошади на голову, чтобы она не могла смотреть глазами по сторонам. Из-за шор лошадь видит только впереди себя. Не знаю, как видят мир лошади, но представляю что-то такое:

В мире копирайтеров существуют Великие текстовые шоры — это когда человек убежден, что ему нужно писать текст. Нужно правильно подбирать слова и доводить до идеала предложения. Звонкий синтаксис, чтобы как будто реченька журчит. Правильные слова. Триггеры. Гипнотический текст. Стиль. Е или ё. Вы или вы. С чего начать статью. Текстовое вдохновение. Откупорить текстовые пробки. Кастомарафон «Интуитивный текст с нуля до миллиона». Уехать в текстовый ретрит, чтобы неделю в окружении чужих людей писать текст. Волшебный текст. Воздушный текст. Радушный текст. Душный текст.

Но текст — это малая часть общей картины. Вот верхнеуровневый взгляд, что еще влияет:

Отношение к автору. Если читатель вас любит, он прочитает любую чушь. А если относится предвзято, то даже самый прекрасный текст не зайдет. Есть толпа инстадев, которые пишут бред, но любящая их аудитория создает впечатление, что у них замечательный текст. А там не текст замечательный, там попа красивая (да, я завидую).

Полезное действие. Читателю не нужен просто текст, он с помощью текста удовлетворяет потребности: прагматические, социальные, эмоциональные. Может быть текст, который помогает починить стиральную машинку. Может быть текст, который помогает одиноким девушкам не чувствовать себя одинокими. Иногда хочется просто повеселиться. Если об этом не думать, а просто заниматься самолюбованием и самоанализом, получится ерунда. Но даже эту ерунду прочитают, если есть хорошее отношение к автору.

Визуальная подача. Текст может быть суперполезным, но если это непонятно с первого взгляда, его не прочитают. Как минимум нужен заголовок, а вообще — абзацы, подзаголовки, иллюстрации, акценты.

Время, место и повторы. Один и тот же текст, опубликованный в Фейсбуке и Инстаграме, сработает по-разному. Один текст лучше зайдёт в понедельник, другой — в воскресенье. Можно повторно опубликовать текст спустя месяц-другой, и он может зайти лучше.

Барьеры. В одном случае текст можно прочитать одним взглядом прямо в ленте, которую листаешь в телефоне. В другом случае за текстом нужно кликать раз. Или два раза. Или два раза кликнул еще и залогинлся. И заплатить еще надо. Дочитываемость будет очень разной.

Установки. Если в тексте написано что-то, что прямо противоречит убеждениям людей, они скорее найдут способ это опровергнуть. Например, текстовая фея, читающая эту статью накануне своего текстового марафона, к этому моменту уже ее закрыла, потому что здесь расшатываются основы ее веры. Текстовая фея осталась при своих убеждениях.

И это только общими мазками, внутри там целый зоопарк. Может быть, и хорошо, что райтеры живут в этих шорах.

См. также

Кое-что из курса «Информационный стиль»
Призма полезного действия
Визуальное повествование и курс о нём

Твой первый трек: идея, материал, школа Маскелиаде

Этот рассказ адресован редакторам и тем, кто думает о создании собственной книги. В этой части — как родилась идея книги «Твой первый трек», почему книга стала именно такой и какой стать никак не могла.

Предыстория

Я занимался музыкой в школе, потом в универе. Играл в группах, сводил треки, делал подкасты про музыку, даже давал концерты. В районе 2012 года всё резко прекратилось: я не успевал совмещать репетиции с работой.

В 2018 году с работой стало получше. В соцсетях стала появляться реклама школы Маскелиаде: красивые люди моего возраста с интересом изучали электронную музыку. Я записался.

Школа

На первом же уроке преподаватель Антон показал, как сделать трек. Это было колдовство: за три часа он с нуля помог создать трек в программе, которую я видел впервые в жизни. Причем было видно, что у Антона есть методика объяснения: он не просто вываливал свой опыт, а хорошо его структурировал.

Дальше — больше: каждый урок интересный, детальный, с множеством открытий, фишек, конкретных ходов и практики. За базовый курс я написал три трека, потом записался на продвинутый курс, там еще три. Потом два миниальбома, два концерта, и вот недавно выпустил целый часовой альбом.

Школа Маскелиаде дала мощный толчок в музыке. Причины две:

У Антона была методика, а не просто «поток мысли великого гуру». Он оттачивал материал на нескольких потоках курса и знал, что и как объяснять.

Антон очень бережно относился к студентам. Не было взгляда сверху вниз и нарушения границ. В других школах преподы часто говорили: «Нужно делать хиты», «Это недостаточно качественно», «Это никуда не годится» — такой легкий невроз. У Антона спокойнее: «Трек крутой», «Трек готов», «Вот как сделать, чтобы он зазвучал круче».

Я слушал открытую лекцию одной музыкальной школы, и там парень со сцены сказал: «Чтобы добиться успеха в музыке, нужно ПАХАТЬ по десять часов в день, иначе ты никогда не добьешься успеха!». Я мысленно сказал: «Спасибо, бро, я по десять часов в день занимаюсь редактурой, мне не нужен твой успех». А потом Антон на занятии сказал: «Когда ты занят творчеством и ощущаешь этот кайф, ты уже добился успеха. Вот оно, ты уже победил».

Вообще атмосферу в школе Маскелиаде передают вот эти шесть фотографий:

Идея

Стало очевидно, что у Антона в голове есть жемчужина, и ее стоит показать миру.

В декабре 2018 года я позвонил Антону и предложил сделать книгу. По сути это было бы переложение на бумагу важных фишек того, что он рассказывает на базовом курсе, но с корректировкой на формат и отсутствие обратной связи. Человек должен взять книгу с полки, сделать по ней свой первый трек и захотеть еще. Такая отправная точка. Ключевые ограничения:

Всё направлено на практику — чтобы как можно скорее получился пусть простенький, но свой трек. Не стыдно пренебречь фундаментальной музыкальной теорией или техническими тонкостями сведения, если первый трек можно сделать и без них.

В центре — творческое высказывание читателя, а не тренды, модный звук, хиты и шоу-бизнес. Без великопродюсерского пафоса.

Такая же заботливая интонация, как и в школе. «Ты в порядке».

Мы накидали ключевые главы: собственно, создание трека; о творчестве, критике и прокрастинации; оборудование; сведение. В январе 2019 года началась работа над демоглавой.

Что важно здесь понимать редактору

Материал был. Материал книги был в голове Антона задолго до того, как мы начали ее делать. Нам не нужно было изучать музыку с нуля. Материал книги рассказывался устно и оттачивался около года: Антон его давал на занятиях в школе. Он знал, какие объяснения работают, а какие нет; какие примеры проясняют ситуацию; а какие только мешают. Без этой ясности книги бы не получилось.

У меня иногда бывают клиенты, которые имеют в голове лишь туманные очертания книги: без примеров, мяса, приемов и формулировок. Эта дорога ведет в страну мучений. Особенно бесят люди, которые хотят, чтобы автор за них «поискал примеры в интернете, которые подкрепляют мою мысль». Тру стори.

Материал был нужен. Когда мы начинали писать книгу, запись на курсы в школе Маскелиаде были на 3-4 месяца вперед. Сейчас — на 6 месяцев вперед. Люди готовы ждать по полгода, настолько сильно их желание заниматься творчеством.

А часто авторы решают написать книгу не потому, что они кому-то нужны, а потому что им хочется что-то сказать. Или просто потому что все пишут книги, и мне тоже надо. Этим людям прямая дорога на марафон по текстовому вдохновению и откупориванию текстовых пробок. Остальным — см. мой бессмертный бубнеж про полезное действие.

Мы оба разбирались. У меня был опыт в музыке. У Антона, очевидно, был опыт в музыке. Я мог с нужной степенью уверенности обсуждать с Антоном материал, не принимать на веру какие-то его мысли, перепроверять, ставить собственные эксперименты. И позднее, когда мы собирали макет, нас чертовски это выручило: мы могли распараллелить работу над скриншотами: я строгал скрины на одну главу, Антон — на вторую.

Если бы это была книга о биржевой торговле, у меня бы не было такой уверенности, и книга бы не получилась. Тут иной раз статью не можешь согласовать, если она на незнакомую тему — а книгу так и подавно.

В следующих частях

Рабочий процесс
Оформление и дизайн
Дидактика и психология

Новый альбом: еще музыка для редактуры

Записал 16 инструментальных хип-хоп треков для редактуры. Двойная сатурация, пространство для мыслей, спокойный качающий бит. Работа по ночам вредит вашему здоровью.

Можно слушать в продолжение к первому альбому.

Уже в стриминге:

iTunes
Apple Music
Google Play
Spotify
Tidal

2019   музыка

Возьми лист побольше

Артем Горбунов рассказал то ли анекдот, то ли случай из жизни. Инженеру поручили изобразить блок-схему для печати. А она длинная, не помещается на листе. Уменьшать — текст будет слишком мелкий. Перегруппировать? Слишком плотно. Изогнуть схему? В общем, не лезет:

Подходит главный инженер, такой седовласый дядька, смотрит на его страдания и говорит: «Возьми лист побольше».

В тексте часто похожая ситуация: если задача не решается в текущих рамках — посмотри на рамки.

Страх чистого листа — значит, у тебя нет материала. Изучи тему, поработай с материалом, и страх пропадет.

Не знаешь, что написать о себе — подумай, кто и зачем будет тебя читать. То же самое с текстом о компании.

Не получается текстом описать вкус вина или звук музыки — не описывай, опиши их историю создания или из чего они сделаны.

Не знаешь, как креативно донести информацию о новом продукте — перестань доносить и подумай о полезном действии текста.

Не можешь сочинить УТП для блога — подумай, нужно ли оно вообще.

Не получается составить письменный ответ в сложной ситуации — поговори лично

Если не успеваешь сделать что-то важное — подумай, насколько это на самом деле важно.

Боишься, что проигрываешь в соревновании с конкурентами — посмотри, а не выдумал ли ты себе это соревнование? См. также: заткнуть всех за пояс.

Как часто нужно заниматься сексом

На тренингах меня часто спрашивают, как часто авторам нужно заниматься сексом.

Предыстория такая: в разных школах и на вебинарах говорят, что секс должен быть регулярным, чуть ли не по расписанию. Одни говорят, что нужно заниматься сексом каждое утро; другие — что не реже трех раз в неделю, иначе...

Я считаю так: сексом нужно заниматься, когда хочется. Если не хочется — то не мучить себя: не выжимать из себя секс без вдохновения. Секс по расписанию почти всегда получается вялым, сухим, вымученным. Гораздо лучше, когда тебя что-то возбудило, и тогда скорее за секс: с яростью, голодом, интересом, остервенело, мощно и с душой.

Когда секс по расписанию, начинаются вопросы типа «А какой длины должен быть секс?» Слушай, ну ведь когда от секса прет, то и так понятно, какой он должен быть длины. А когда всё вымученное, вялое и без огня — то никакой длины. Заканчивай скорее и забудем об этом.

Часто думают, что регулярный секс по расписанию что-то там улучшает или укрепляет с кем-то отношения. Ну, не знаю. Вам самим хочется быть с человеком после вялого, сухого, унылого секса? А если это систематически?

Понятно, что кому-то нужно заниматься сексом по работе, и там никуда не денешься: есть план, тебе платят зарплату и т. д. Но ведь даже в этом случае сексом можно заниматься с душой и интересом, и гонорар тогда может быть гораздо выше.

У меня бывают недели, когда получается секс каждый день, а то и по нескольку раз в день. И всё с огнем и кайфом. А бывает, что неделями ничего нет. Ну и ладно. Никто ведь не считает. Никто не открывает мой инстаграм и такой: «Хмм... давно у него не было секса, отпишусь, пожалуй». В сексе важно не количество, а качество.

А то, что инстаграм перестаёт показывать тех, у кого мало секса в неделю, — это миф. Есть люди, у которых месяцами нет секса, а потом запостят что-нибудь — и у них сразу огромный отклик. Потому что с огнем. Это главное, а не расписание и регулярность.

Ой, я написал секс? Я имел в виду текст! Текст, а не секс! Простите, пожалуйста. Ох, стыдоба-то какая. Копирайтерское сообщество не простит мне такую оплошность.

Донесение информации

Есть такой старорежимный стереотип: задача СМИ — доносить до людей информацию. Например:

задача нашего корпоративного журнала — доносить до сотрудников информацию о жизни компании;

задача газеты «Вечерняя Москва» — доносить до жителей Москвы сведения о жизни города;

задача канала «Россия сегодня» — транслировать позицию России в международном медиапространстве;

задача рассылки — информировать пользователей о новых возможностях продукта.

Но читатели не хотят, чтобы их информировали. У них нет недостатка информации: у них есть соцсети, мессенджеры, бесконечный поток почты и сториз. Им неинтересны ваши новости компании, сведения о жизни города, позиция России и возможности продукта. Читатель, до которого в 2020 году пытаются донести информацию, выглядит так:

В 2020 году лучше задаваться вопросом «Почему читатель сам захочет потратить время на это издание?» — как сформулировать ответ, я рассказывал в презентации про призму.

Корпжурналу не доносить информацию о жизни компании, а устроить ярмарку тщеславия, чтобы все сотрудники хотели друг перед другом повыделываться на страницах журнала. Место силы, элитная трибуна и всё такое.

Рассылка может помочь людям избавиться от насущных проблем на работе или получить конкурентное преимущество.

О «Вечерней Москве» и «России сегодня» ничего не знаю.

Можно было бы сказать так: «Что в этом издании есть такое, за что читатель готов заплатить?» Вроде как если читатель готов отдать деньги за материал, он точно его прочитает. Но реальность такова: часто у людей есть деньги, чтобы купить продукт; но нет времени и внимания, чтобы его потом изучать. Посвящается всем тем, у кого безлимитный билет на «Мастеркласс», недочитанная рассылка Главреда или неоконченный платный курс на «Курсере».

Книга «Твой первый трек»

В начале декабря в продаже появится книга Антона Маскелиаде «Твой первый трек». Антон — музыкант, основатель школы и автор собственной методики обучения электронной музыке. Я выступил в книге как редактор и автор макета, Антон — автор, идеолог и арт-директор обложки.

Книга охватывает основные темы для начинающих: музыкальную теорию и композицию, практику создания трека, работу со звуком и вопросы творчества. Задача книги — провести вас от первого звука до первого трека: с инструментами, аранжировкой, сведением, мастерингом. И дальше — следующий шаг: что делать, когда трек выпущен, появились первые критики и началась прокрастинация.

Музыкальная теория

Проблема всех уроков сольфеджио в том, что авторы через пять минут начинают говорить о малых терциях, квинтах и субдоминантах. Чтобы продраться через эту терминологию, нужно иметь невероятную волю к жизни.

Мы эту проблему решили: в книге есть глава с простым и бытовым объяснением музыкальной теории — именно то, что нужно знать, если пишешь музыку на компьютере. Мы начинаем с вопроса, почему ноты вообще звучат. Потом — почему одни звучат вместе хорошо, другие — плохо. И дальше медленно и логично выводим читателя на лады, аккорды, ступени и модуляции. После этой книги не чувствуешь себя в растерянности перед нотами.

Создание трека

На первом же занятии в школе Антона есть упражнение: за пару часов ученики создают свои первые небольшие треки. Даже если у человека нет музыкального образования и чувства ритма, он все равно может создать свое первое произведение, пусть и простое.

Мы смогли перенести это упражнение в книгу: в первой главе проводим читателя за руку, чтобы у него получился первый простой ритм, гармония, бас, мелодия и развитие.

Дальше несколько глав посвящены детальной проработке трека: ритм, бас, мелодия, аранжировка. В ритме и басе до атомов разобрано, почему одни треки качают, а другие — нет. Мы с Антоном смогли дать четкое определение понятию «грув». На простых примерах показали, как его создать и разрушить. Хочешь, чтобы трек качал — читай про грув.

Аранжировка — отдельный кайф: это огромная глава, в которой Антон раскладывает все типы развития трека. Как сделать так, чтобы трек было интересно слушать по многу раз? Что делает трек цепляющим? Что сделать с инструментами и их партиями, чтобы не было скучно? Всё это есть в книге. Заканчивается глава большим разбором структур и развитий известных треков.

Творчество

Это самая важная часть книги: как писать музыку, если ты окружен хейтерами, непонимающими супругами, критикующими родителями, друзьями и остальным населением России. Любой, кто хоть что-то попытался в своей жизни создать, сталкивался с такими людьми.

Наша цель — чтобы музыканты черпали в книге силы и могли продолжать писать. У книги мягкое, бережное и поддерживающее отношение к читателю — к сожалению, этого нет даже во многих частных школах электронной музыки, не говоря уже о детских музыкалках и консерваториях. То, что учителя и родители тщательно ломали, мы пытаемся восстановить.

«Медуза» опубликовала фрагмент главы «Критики и окружение» — прочитайте, там интересно. А вот фрагмент из главы «Как заканчивать треки» — о ситуации, когда накатывает прокрастинация. График рассказывает, что нужно разрешать себе доделывать треки до состояния 80%:

Сила

Каждый разворот сверстан и проиллюстрирован с вниманием и любовью: мысль укладывается ровно на разворот; иллюстрации стоят там, где о них говорится. Текст и изображения дружат и поддерживают друг друга. В книге нет ни одной ссылки типа «см. рисунок 1». Всё нужное по теме всегда перед глазами.

В книге множество любовно нарисованных схем и графиков. Никто в России не делает книги с такой любовью и вниманием к деталям:

Книга практическая: здесь есть конкретные параметры инструментов, конкретные ноты, клавиши, действия — всё прописано и разложено на шаги. В макете на 225 страницах стоит 360 скриншотов.

Антон добавил к книге серию видеоуроков, чтобы все упражнения можно было сделать на практике под руководством Антона. Это кайф: вы покупаете книгу, а получаете видеокурс. Доступ будет у тех, кто купит книгу в бумажном виде.

Несмотря на то, что книга цветная и большая, издательству АСТ удалось удержать цену в предзаказе ниже тысячи рублей. Обычно такая книга стоила бы тысячи полторы. Если хотите получить книгу по сниженной цене, предзаказывайте сейчас — какой цена будет после выхода, не знает никто:

Команда

Автор: Антон Маскелиаде

Редактор, автор макета, верстка: Максим Ильяхов

Иллюстраторы: Анна Кольцова, Мария Алигожина

Иконки: Сергей Чикин

Фото: Екатерина Мусаткина, Сергей Панфилов, Сергей Бурухин, Ярослав Мирошник

Шрифт в заголовках — Бюросанс. Шрифтовик Анна Данилова, арт-директор Артём Горбунов

Руководитель проекта Мария Андрюкова, редакция «Времена», группа G. Издательство АСТ.

Что дальше

Пока книга в типографии, я расскажу о процессе ее создания. В следующих выпусках:

Идея книги и связь со школой
Рабочий процесс
Дидактика и психология
Оформление и дизайн

Еще немного красоты

Полистайте:

Как писать про музыку, вино, еду и прочие снеди

Слово «снеди» любезно предоставлено Сашей Селезневой и Костей Панфиловым.

Ну так вот. Как писать. Обычно про музыку, вино и еду пишут так:

Богатая палитра (вкусов, звуков) взрывается нотками (тонина, жасмина, тмина, тлена) и отправляет вас (в космос, глубины памяти, в Алушту). Насыщенный букет (из пост-рока и мета-панка, ноток цитруса и прелой листвы, каштана и паленой резины) не оставит равнодушным никого от мала до велика (а также зарядит энергией и, наверное, силой земли).

Тут три проблемы. 1. Так пишут все. 2. Тут ничего не понятно. 3. Это невозможно повторить более 30 раз: ты исчерпаешь все нотки, букеты, взрывы и ураганы. Если ты просто однажды пишешь статью в блоге, это еще туда-сюда; а вот если у тебя музыкальный журнал или винная рассылка — сойдешь с ума ковыряться в этих нотках паленого каштана.

Что делать? Перевернуть игру и сдвинуть парадигму.

Сейчас парадигма такая: у нас есть звуки музыки и вкус вина. Описываем их. Не получается? Старайся. Ищи метафоры, эпитеты, открой словарь синонимов. Не нотки каштана, а тонкие оттенки осенних ароматов. Не оттенки, а призвуки. Не осенних ароматов, а привкуса разложения. Неповторимые ощущения преющей органики и с детства знакомый запах свежераскопанной могилки. И вот так ходишь по кругу в рамках существующей задачи.

А давай посмотрим шире. О чем еще можно писать?

Как это сделано? Что интересного в производственном процессе?

Кто участвовал? Какая за этим стоит история?

Как и когда это лучше употреблять?

Кто это уже употребляет, слушает, любит? А кто ненавидит?

Кто это сделал первым? Чем тогда отличалось от сейчас? Что придумали нового? В чем опирались на классиков?

Короче, не тыкаемся в описание того, что сложно описать; а ищем, что описать более-менее легко. И выбираем, что из этого интересно читателю. Если у продукта интересная история создания — пишем. Если интересны корни — пишем о них. Если его любит или не любит кто-то известный — тоже повод написать. Необязательно всё сразу: можно выбрать только самое интересное.

Было. Музыка Макса Тау — это смесь из темного хип-хопа и лой-фай бум-бэпа с нотками японского трип-хопа. Глубокие темные переливы ритма и яркие атаки синтезаторов создают незабываемую смесь фирменного даунтемпо, который напоминает об осени и вводит в состояние изысканной задумчивости.

Стало. Макс Тау делает инструментальный хип-хоп для работы с текстом и графикой. Его музыка повышает концентрацию и помогает войти в состояние потока. Аранжировки пустые, спокойные и без суеты: есть пространство, чтобы подумать и сосредоточиться.

Звук на альбомах Макса проходит процесс двойного сатурирования: сначала насыщается гармониками на шведском оборудовании Elektron, после чего проходит через японский бобинный магнитофон Sony. На выходе получается насыщенный и плотный звук с натуральным электрическим шумом.

За нетерпимость к газетным штампам Макса ненавидит половина российских журналистов (и по слухам — лично Александр Горбачев). Но если бы Лев Толстой слушал трип-хоп, он бы слушал только Макса Тау.

А вообще, вместо того, чтобы писать о музыке и вине, лучше выпить вина и послушать музыку:

Скоро еще и новый альбом. Но пока — дополнительное чтение:

Зачем писать о музыке
Как рассказывать о музыке: варианты
Разбор конкурсных работ вызова главреда
Пресс-релиз для музыканта

Как продавал Симатик

Самый тошнотворный, самый мерзкий, самый фальшивый и самый эффективный маркетинг делают в США. Вот пример.

Есть музыканты Андрей и Степан, группа Cymatics. Они делают хип-хоп и выпускают коллекции звуков — это коллекции барабанов, басов, мелодий и эффектов. Собираешь из этого трек, как из конструктора. В понедельник эти ребята выпустили новую коллекцию звуков — Vyper. Как они ее продавали — это просто песня, учебник по инфобизнесу в миниатюре:

0. Сбор базы

На сайте cymatics.fm дают скачать несколько бесплатных звуковых библиотек. Ссылка на скачивание приходит почтой. Чтобы получить ссылку, почту нужно оставить в форме. После этого тебе начинают приходить довольно навязчивые письма, примерно такие:

Yoooo, Макс!

Мы super blessed рассказать тебе, что мы большая семья, и теперь мы make great things happen! Если бы нам год назад сказали, что мы будем огого, мы бы такие ненене, но благодаря guys like you, this is happening! So crazy!

Но подожди, there’s more...

Я хочу поделиться с тобой суперсекретом, о котором не подозревают 90% продюсеров, и поэтому они остаются БЕДНЫМИ до конца своей ЖИЗНИ.

Этот секрет я расскажу на вебинаре! Запишись на него сегодня мест всего пять. Поспеши! Это письмо получат еще 5000 таких же bedolag, как ты, поэтому поторопись!

Следуй за мечтой!

Такой типичный американский шум про успех и бесконечные обещания секретиков. Это встречается повсеместно, и на этом фоне российские копирайтеры еще очень даже интеллигентные люди.

1. Пре-лонч и накачка

Месяца за три Андрей и Степан делают анонс: «мы готовим величайшую коллекцию звуков, в ней будут партии лучших музыкантов». И сразу следом: «Мы продадим только 1750 лицензий, поэтому подписывайся на рассылку, чтобы не упустить свой шанс». Я такое уже много раз видел и знаю, что 1750 лицензий — это туфта, поэтому не подписался.

Дальше раз в неделю они пуляют письмо такого содержания:

Йоооо Maxim!

Мы все еще super blessed, поэтому мы работаем над нашим суперсборником звуков! Уже очень скоро!

Я думал, мы никогда не сможем достичь таких высот. Но ты вместе с нами, поэтому теперь какой-то копирайтерский бред.

В предзаказ этого продукта уже встали 33 тысячи человек. А продадим мы только 1750 лицензий, братан, так что derzhee krabah. Подпишись сюда, чтобы не упустить once-in-a-lifetime-оппортюнити мэн бро фэм!

Нам осталось еще немного amazing sounds и hard work, и мы let you know.

Письмо уходит подписчикам основной рассылки (то есть всем, кто что-либо когда-либо скачивал). Что получают подписчики целевой рассылки — не знаю.

2. Контент-маркетинг

Пару раз в неделю ребята выкладывают фрагменты работы: вот пишут музыканта, вот вокал, вот сделали бит из этих звуков. Призывают подписываться на рассылку предзаказа, чтобы тебе уж точно достался этот продукт.

Посмотреть эту публикацию в Instagram

Recently I have been recording hundreds of vocal samples for our new project VYPR ? ⠀ This morning I finally had a minute to make some music with them and here’s the result! ⠀ VYPR will include these vocal samples, plus thousands of other unique samples for modern hip hop, classic hip hop, rnb, and more! ⠀ Shoutout to @phenom_the_creative for his beautiful vocals ⠀ Check the comments for a $100 giveaway ? ⠀ PS: go to the link in my bio and use code “OCT22” to get our new MIDI pack with 50+ new melodies for FREE ? ⠀ #musicproducer #hiphop #rnb #hiphopbeat #beats #makingbeats #musicproduction #makingmusic #music #singer #acapella #ableton #abletonlive #ableton10 #abletonlive10

Публикация от  Drew Cymatics (@drewcymatics)

Всё это очень системно, подробно и много: на исходе третьего месяца я имел полное представление о том, что будет в этом наборе звуков. Сомнений в его качестве у меня не было.

3. Запуск

После трех месяцев подогрева продукт выходит. Все получают письмо (не только ребята из рассылки):

Наконец-то выпустили, налетай, торопись.

33 тысячи человек в листе ожидания, но только 1750 лицензий в продаже. Давай скорее.

А еще! Дарим лукошко крутейших сэмпл-паков всем, кто купит первые сколько-то лицензий! Просто представь! И первым 500 покупателям — золотую флешку в подарок.

Жмешь на главную кнопку, попадаешь на сайт. На сайте еще одна кнопка:

Жмешь кнопку, три секунды висит модальное окно, потом тебе говорят: «Да! Для тебя как раз по секрету есть свободная лицензия! Вот так удача!» Тебя выбрасывает на страницу с покупкой. Там — будто бы Джо Шугерман умер и попал в рай:

Ограничения: «Да, ты все еще можешь купить этот продукт (но торопись, продукт распродан на 84%)»

Накачка ценности: «Ты получишь не один, а целых семь продуктов по цене одного!», «Подарочная кара на 100$ в подарок!»

Сопоставление цены: «Ты получишь продуктов на 2300$, но для тебя это будет стоить всего 400$»

Фрейминг: «И это не price, это investment! »

Разбивка цены: «И можно не сразу 400$, а четыре раза по 130$»

Демонстрации: много примеров этих звуков

Овеществление: золотые флешки; сам архив выглядит как набор красивых коробочек с красивыми логотипами

Повышение ценности: «Это единственная библиотека звуков, которая тебе вообще понадобится в жизни. Всё. Последняя. Больше никогда ничего покупать не нужно. Вот это купи, и всё, you’re good to go. You’re all set. Perfect sound, right at your fingertips»

Работа с возражениями: гарантия возврата денег

Тут всё прямо по книжке: да, дорого, но сравни с полной ценой. Да, дорого, но это последняя твоя покупка. Да, дорого, но если сейчас пропустишь — всё, больше возможности не будет. Сомневаешься? Вернем деньги.

И что это дает

Все эти приёмы, конечно, шиты белыми нитками. Мне очевидно, что 1750 лицензий — это ложь; что 2300$ — это тоже для красного словца; всё это — оголтелые манипуляции. И лично я разрываюсь как покупатель: с одной стороны, я хочу эту штуку; с другой — мне тошно от того, как меня держат за лоха.

Но это я и мой взгляд как покупателя.

А как редактор я знаю, что это всё дьявольски эффективные приёмы. Не хватает только тикающего таймера, мол, завтра цена повысится до 800$, а в понедельник — до 2300$. Делаешь все эти манипуляции, наращиваешь базу, и на каждые 10 тысяч человек у тебя будет 500—1000 продаж. А потом распродажа на «Черную пятницу», промоакция под Рождество — и еще две тысячи продаж с тех же 10 тысяч человек. И так постепенно «доишь» свою базу, пока конверсия не перевалит за 50%. А там и новый продукт запустишь, и заново.

Это не хорошо и не плохо. Это просто работает.

А саму библиотеку я пока не купил: 400$ за нее дорого, подожду до 40$.

Прикопался к словам

Для меня важный маркер при общении с авторами — если они начинают цепляться к словам:

Ненавижу слово «денежка». Что за чушь? Надо «Деньги»!
Кушать? Фу, правильно «есть»!
Нельзя говорить «куча». «Куча» у тебя в штанах!
Копирайтер, а путает -тся и -ться!
Опечатки!

Человек слышит слово, у него надламливается душа (загорается жопа), и он начинает изливать. Сразу награждает виновника эпитетами, ворчит, бурлит, пишет коммент, в общем — в нём просыпается дипломированный филолог. И сейчас для него нет важнее задачи, чем доказать всем вокруг, что именно он — носитель чистого, незамутненного знания о русском языке.

Расслабься, братан. Это просто слова. Опечатки можно исправить. «Денежки» можно заменить на «деньги». Ты на смысл посмотри. По смыслу тебе как? Полезно? Если да, отлично. Если нет — проходи дальше. Текста в интернете вагон, ты наверняка найдешь для себя что-то более полезное и грамотное.

Жизнь слишком коротка, чтобы расстраиваться из-за опечаток.

Шаблон текста для решения сложных проблем

На тренингах о деловой переписке часто просят подсказать, как писать текст в таких ситуациях:

Мы накосячили перед клиентом, надо извиниться
Расстаемся с заказчиком после многих лит работы
Увольняем сотрудника
Не собираемся платить поставщику за отгруженный товар
Коллега зарвался, нужно его осадить
Человек, который ожидал повышения, его не получает; а получает другой
Накипело, хочется человека послать
Человек собеседовался со всеми много недель, мы уже сделали ему предложение, но теперь вынуждены это предложение отозвать
Подрядчик ожидает оплату своих услуг, а мы оплатим только через месяц

У меня есть шаблон для таких случаев. Но сначала нужно кое-что пояснить.

Все ситуации эмоциональные: другой человек может обидеться, любое неосторожное слово может его спровоцировать. Здесь нужно проявлять деликатность и вставать на сторону другого человека.

А написать нужно так: «Хочу поговорить с тобой о... (последнем инциденте, нашей работе, поставках). Когда тебе удобно?» И потом поговорить лично: по телефону, в скайпе, на встрече. Не письмом, не сообщением, а лично.

Понятно, что в таких ситуациях общаться хочется меньше всего. Хочется посидеть в норке и составить пуленепробиваемый текст. Текст — это безопасно: он на тебя не кричит, не качает права, не нужно краснеть. Текст составлять удобно и приятно, особенно когда есть шаблон. Вот бы составили такие волшебные словечки, чтобы конфликт разрешился сам...

Но так не работает. Если в такой ситуации составить письменный ответ, вы не решите проблему, а усугубите: раньше была проблема с работой, а теперь еще и с неуважением. И теперь не жалко никаких денег, чтобы вас засудить, наказать и причинить вам боль. Вспоминая этот эпизод, ваш получатель скажет: «Если бы он нормально это сделал, ну там лично, например, мы бы как-то договорились. Все же люди, у всех бывают ситуации. Но он сделал это по-свински, как трус, исподтишка, без уважения. Письмо написал, смотрите на него!»

Хуже только — сделать это в групповой переписке с его коллегами. Тогда человек вложит все свои силы, чтобы отстоять свое честное имя. Он вас уничтожит.

Это ведь ситуация из серии «Как расстаться с девушкой по смс». Никак. Лично приезжай и говори ей всё в лицо. Да, неприятно. Да, будет тяжело. Но это правильно.

Вот с клиентами, партнерами и сотрудниками так же. Нет волшебной формулы, как с помощью текста разрешить сложный эмоциональный конфликт с конкретным человеком. Если хотите, чтобы конфликт разрешился, проявляйте заботу, уважение — и говорите лично.

Простите за назидательный тон.

О блогерах, инстаграмах и УТП

В инстаграме задали вопрос: нужно ли блогеру УТП? Обязательно ли начинающему блогеру формулировать уникальность своего блога? Правда ли, что без уникальности блог «сольется» и не будет никому интересен?

Короткий ответ: нет, необязательно, и нет, неправда. Можно быть одним из тысячи фуд-кино-тревел-блогеров, собирать свою аудиторию, продавать ей рекламу и нормально себя чувствовать. Надо быть не уникальным, а просто нормальным. И надо делать, а не рассуждать.

Дальше длинный ответ.

Ничего уникального вы не придумаете. В мире столько блогеров и издателей, что вероятность придумать что-то уникальное исчезающе мала. На любую тему, которую вы выберете, будет не меньше десятка почти идентичных блогов.

Уникальность не нужна, нужно полезное действие. Люди читают не потому, что у вас написано что-то уникальное, а потому что им нравится именно у вас. А нравится — значит вы делаете им что-то полезное: помогаете в решении проблем, помогаете почувствовать себя уважаемыми, просто развлекаете.

Блогеров читают не потому, что они уникальные, а потому что они чем-то служат читателю. У меня неуникальный блог о тексте и не я придумал писать про редактуру. Но вы его читаете, потому что он обещает вам повышение вашего редакторского навыка. У моего блога нет уникальности, но есть полезное действие.

Суперподробный разбор полезного действия — в статье про призму

Экзотичность может помочь, но это не главное. Допустим, вы решили сделать уникальный эротический литературный разбор (такое уже есть), прикрывая наготу мейнкунами (такое тоже есть). Это может пользоваться успехом, потому что людям в целом нравится эротика. Помимо полезного литературного обозрения будет еще и удовольствие от лицезрения мейнкунов. Сплошное полезное действие.

Но можно просто сделать обалденное литературное обозрение. Дмитрий Быков рассказывает о литературе, не прибегая к мейнкунам, и это интересно. Дай бог ему здоровья.

Надо меньше думать, братцы. Нужно УТП... не нужно УТП... что об этом думает Ильяхов? Давайте подискутируем на эту тему! Создадим группу в Фейсбуке и пофилософствуем... Порубимся в чате о важности УТП!

Нет. Просто откройте свой блог и что-то напишите. Покажите это людям. Получите реакцию. Посмотрите, что нравится, а что нет; что вас самих вдохновляет, а что демотивирует; где у вас самих получается здорово, а где — жиденький контентик. Попробуйте, сделайте, и все вопросы снимутся. Можно быть совершенно не уникальным блогером с огромной аудиторией, потому что вы качаете.

Короче: надо качать, а не размышлять.

Полезное чтение напоследок:

Уникальность не нужна
УТП и словечки из девяностых
Как важно быть уникальным. 18+

Кое-что из курса «Информационный стиль и редактура текста»

Занятные штуки с курса 11—14 октября 2019 г. Это небольшая капля — всего в текстовом документе две тысячи строк, а фотографий — несколько сотен. Открыта запись на новый курс.

Схема восприятия текста: огромную роль влияет контекст, ожидания, отношение к автору, полезное действие. Сам текст важен, но так же важно, что происходит позже: какую картину он рисует в голове читателя и какие действия получаются дальше. Это одна из опорных схем, к которой мы постоянно возвращаемся на курсе, чтобы оценить тот или иной инструмент
Старый прием с удалением усилителей. Вместо оценок нужны факты, сценарии, ситуации и картинки
Картинка помогает сделать продукт яснее, четче, нагляднее. Но нужно следить, какие именно части продукта мы окартиниваем
Если нужно кого-то покритиковать, сначала полезно встать на их сторону и найти их правду. И потом, когда они с вами заодно, переходить к критике
Работаем над статьей о личных финансах
О модальных глаголах говорили, куда ж без них
Пример работы со схемой для объяснения сложной статьи. До внедрение нашего продукта всё было хаотично и сложно. После внедрения — всё просто, упорядочено и понятно
Схема строительства модульного дома по сравнению со строительством обычной панельки

Красивые фотографии — Ярослав Мирошник.

«Инфостиль» — это четыре дня погружения в текст, редактуру, донесение информации и работу с читателем. Лучше курса не было и нет, буду вести до старых лет.

2019   курс

Мое мнение о ____________

Сейчас все обсуждают ______________________. Мое мнение такое: абсолютно наплевать.

Этот ____________ уже выпустили. Он уже не будет другим. Что бы я сейчас ни сказал, не текущую версию это не повлияет. А если авторы захотят сделать продолжение, они посмотрят не на мое мнение, а на объективные критерии: выручку, число __________, конверсию, средний чек или на что-то другое. Никто в здравом уме не будет переделывать ___________ по отзывам в интернете.

Часто людям важно высказать свое мнение о ___________, потому что через это они чувствуют себя более умными и «в теме». Но эти социальные пляски ничего не дают: сегодня вышел один _________, завтра выйдет другой, и поддерживать чувство собственной крутости придется постоянно. Это то же самое, что выражать мнение о погоде, чтобы все подумали, что ты великий синоптик. Оно мне надо?

Но раз вы это считаете, я выскажу мнение о другом: о внимании. Внимание полезнее направлять на собственные дела и продукты. Вместо того чтобы полчаса пилить рецензию на очередной ____________, лучше их потратить на собственный проект. Когда он выйдет и вы начнете на нем зарабатывать, пусть другие люди выскажут о нем свое мнение.

Короче, мой выбор — не перемывать косточки другим, а делать своё.

Вендора ответ

Этюд о деловой переписке.

Ситуация: нужно закупить пять компьютеров для компьютерного класса частной школы. Закупщик обращается напрямую к вендору — это компания, которая продает товары непосредственно с производства под собственным брендом. Конкретно этот вендор не работает напрямую с российскими покупателями, у них система заточена на дилеров.

Как они отвечают:

К сожалению, в связи с отсутствием технической возможности обработки продаж такого незначительного количества товара, который Вы планируете приобрести, вынуждены сообщить, что реализация продукции в указанном объеме непосредственно нашей компанией не представляется возможной.  

Список официальных партнеров вам был выслан, пожалуйста, обратитесь к любым продавцам, осуществляющим продажу запрошенных партий товара на рынке. С ними же вы сможете оговорить коммерческие условия, наиболее приемлемые для вас.

Тут по сути всё нормально, но звучит всё по-хамски. Переделаем!

Страдательный → действительный залог

Первый шаг — убрать страдательный залог и отглагольные существительные. Даже на этом этапе стало дружелюбнее.

К сожалению, у нас нет технической возможности обработать продажу такого незначительного количества товара, который Вы планируете приобрести. Наша компания не сможет реализовать продукцию в указанном объеме.

Мы выслали вам список официальных партнеров. Пожалуйста, обратитесь к любым продавцам, которые продают запрошенные партии товара на рынке. С ними же вы сможете оговорить коммерческие условия, наиболее приемлемые для вас.

Незначительное количество

Отдельный ахтунг — «такое незначительное количество товара». Это вам незначительное, а покупателю значительное. То, что ты, овца, сидишь там в офисе и отгружаешь компьютеры сотнями, не значит, что пять компьютеров — это незначительно. Зарвавшаяся ты сволочь.

К сожалению, у нас нет технической возможности обработать продажу товаров объемом до 100 единиц.

Это действительно ответ на твой вопрос

Некст степ — добавить в ответ конкретику из вопроса. Так читатель почувствует, что это не шаблонная отписка, а ответ конкретно на его вопрос:

К сожалению, у нас нет технической возможности поставить вам пять компьютеров напрямую. Прямые поставки начинаются от 100 компьютеров.

К письму прилагаем список официальных партнеров, которые продают компьютеры в розницу и мелким оптом. С ними же вы сможете оговорить коммерческие условия, наиболее приемлемые для вас.

Технические причины

Хочется объяснить, в чём заключается техническая возможность или вообще избавиться от этого термина. Лично я в «технической возможности» читаю отмазку типа «собака съела домашку».

Российское представительство «Вендор рус» не работает в России как розничный продавец: мы не имеем права отгружать товары напрямую покупателям, пробивать чеки и принимать возвраты, как это делают обычные магазины. Эту работу делают наши дилеры.

Нужный дилер

Если совсем уж хочется сделать вежливо, можно убрать «наиболее приемлемые условия» (понятно, что я договорюсь о том, что мне приемлемо). Лучше всего помочь клиенту выбрать нужного дилера:

Мы выслали вам список официальных дилеров, которые продают компьютеры в розницу и мелким оптом. Все эти компании получают поставки от нас, их товар одинаковый, а вот коммерческие условия могут различаться. По нашей информации, с учебными заведениями и частными школами работает компания «Знание-трейд».

Письмо в сборе

Добавили менеджера и личное участие:

Илья, добрый день! По поводу вашего запроса на пять компьютеров.

Мы не сможем исполнить ваш заказ напрямую: российское представительство «Вендор рус» не работает в России как розничный продавец, мы не имеем права отгружать товары напрямую покупателям, пробивать чеки и принимать возвраты, как это делают обычные магазины. Эту работу делают наши дилеры. Чтобы заказать технику напрямую, нужно разместить заказ от 100 компьютеров, срок выполнения заказа — 2 месяца.

К письму прилагаю список официальных дилеров, которые продают компьютеры в розницу и мелким оптом. Обычно они могут поставить компьютеры за 2—7 дней. Все эти компании получают поставки от нас, их товар одинаковый, а вот коммерческие условия могут различаться.

Насколько я знаю из опыта работы с дилерами, с учебными заведениями и частными школами работает компания «Знание-трейд». Их сайт: znanie-treyd.ru. Я не знаю точно, подойдут ли вам их условия, поэтому рекомендую посмотреть и на других дилеров.

Желаю успехов! Спасибо, что выбираете технику «Вендор».
Иван Петров, менеджер по работе с дилерами.

Ранее Ctrl + ↓