Вложенная структура — атата

В статьях часто напрашивается многоуровневая вложенность. Особенно когда сравниваешь или описываешь что-то сложное и неоднозначное:

  • Ипотека или аренда? Плюсы и минусы

    • Деньги

      • Ипотека

        • Ипотека обойдется вам...
          Также вам придется потратиться...
          Наконец, при ипотеке вы берете на себя...
      • Аренда квартиры

        • Первый взнос за аренду...
          Также нужно будет оплатить...
          Наконец, при аренде...
    • Время

      • Ипотека

        • Чтобы оформить ипотеку, потребуется...
          Также много времени займет...
          Наконец, при ипотеке...
      • Аренда квартиры

        • Аренда оформляется быстрее...
          Также нужно будет потратить время...
          Наконец, при аренде...
В этом примере два уровня вложенности: в статью вложены разделы «Деньги» и «Время», в них вложены подразделы. Кажется, что чем глубже вложенность, тем лучше. Видно, мол, что к чему относится, и в голове у читателя складывается четкая иерархия. На самом деле нет. Когда читатель знакомится с текстом, ему не хватит внимания держать в голове структуру. Он не помнит, что сейчас он в подразделе «Аренда» раздела «Время». Он помнит заголовок статьи и последний подзаголовок, который он прочитал. Максимум, на что он способен — запомнить один уровень вложенности, то есть подзаголовки первого уровня. Вот как для него выглядит наш текст:
  • Ипотека или аренда? Плюсы и минусы

  • Деньги

  • Ипотека

  • Ипотека обойдется вам...
    Также вам придется потратиться...
    Наконец, при ипотеке вы берете на себя...
  • Аренда квартиры

  • Первый взнос за аренду...
    Также нужно будет оплатить...
    Наконец, при аренде...
  • Время

  • Ипотека

  • Чтобы оформить ипотеку, потребуется...
    Также много времени займет...
    Наконец, при ипотеке...
  • Аренда квартиры

  • Аренда оформляется быстрее...
    Также нужно будет потратить время...
    Наконец, при аренде...
Многоуровневая вложенность работает в конспектах и интеллект-картах, но не работает в сплошном тексте: в статьях, блоге, на сайте. В таком тексте лучше сплющить структуру:
  • Ипотека или аренда? Плюсы и минусы

  • Деньги

  • Ипотека обойдется вам...
    Также вам придется потратиться...
    Наконец, при ипотеке вы берете на себя...
  • Чтобы арендовать квартиру, потребуется...
    Также нужно будет оплатить...
    Наконец, при аренде...
  • Время

  • Оформление ипотеки займет...
    Также много времени...
    Наконец, при ипотеке...
  • Аренда оформляется быстрее...
    Также нужно будет потратить время...
    Наконец, при аренде...
Подразделы добавлять нельзя: читатель в них потеряется и не воспримет. Но если произведение длинное, можно ввести соразмерные надразделы: части, главы, книги, тома. В интернете проще всего делить статьи на части:
  • Ипотека или аренда? Часть 1: Деньги

  • Стартовый взнос

  • Стартовый взнос в ипотеке...
    Обратите внимание...
    Наконец, стартовый взнос...
  • Стартовый взнос при аренде несколько меньше...
    Также на старте нужно будет оплатить...
    Наконец, в начале...
  • Ежемесячные платежи

  • В ипотеке платежи структурируются...
    Если вы не можете заплатить
    Наконец, при ипотеке...
  • При аренде ежемесячные платежи — предмет договоренностей...
    Многое зависит от хозяев...
    Наконец, при аренде...
  • Ипотека или аренда? Часть 2: Время

  • Сбор документов

  • ...
В предыдущем примере у меня три уровня вложенности — на один больше, чем в первом примере: «Деньги» — «Стартовый платеж» — «Ипотека». Однако читается статья проще, потому что вложенность скрыта. Еще обратите внимание на курсивные строки. Когда я перехожу к следующей теме (от ипотеки к аренде), я говорю об этом в первом абзаце. Хороший тон — начинать скрытый подраздел более-менее одинаково: > Для ипотеки потребуется...
Для аренды потребуется... > Чтобы оформить ипотеку...
Чтобы арендовать... Но не так: > Для ипотеки потребуется...
Чтобы арендовать... Если совсем трудно, есть инлайн-заголовки: > Ипотека хороша, когда...
Такой способ финансирования...
Некоторые банки... > Аренду лучше рассматривать, если...
Лучше всего искать варианты...
Обратите внимание...
Популярное